Примечательно, что Казахстан объявил о своем намерении стать транзитным хабом еще за год до объявления инициативы «Один пояс – один путь», это было сделано в программе «Нурлы жол», озвученной в президентском послании 2012 года.
Неудивительно, что подписание в 2016 соглашения о сопряжении «Нурлы жол» и ЭПШП прошло без сучка, без задоринки – тот редкий случай, когда интересы стран совпадают практически стопроцентно. Высокопоставленные чиновники КНР часто говорят, что казахско-китайские отношения переживают свой лучший период. Накопленные прямые китайские инвестиции в Казахстан составили на 2015 $23,6 млрд (аналогичный показатель России – $3,4 млрд).
При этом в совокупном товарообороте центральноазиатских и кавказских стран доля России последовательно снижается, а доля стран Восточной Азии, в основном Китая, наоборот, растет. По данным консультанта Всемирного банка Стефкы Славовой, в 2000 доля России в товарообороте региона составляла 22%, Восточной Азии – 6%. В 2015 16% – у России, 24% – у Восточной Азии.
Казахстан напрямую участвует в трех направлениях Евразийского трансконтинентального коридора ЭПШП: Китай – Казахстан – Россия – Европа, с выходом к Балтийскому морю; Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия – Турция – Европа, в рамках международной программы TRACECA, с выходом к Черному и Средиземному морям; Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран – Пакистан, с выходом к Персидскому заливу и Индийскому океану.
Двигаться в этих направлениях предполагается по шести маршрутам, и Казахстан участвует в пяти из них.
Контейнер из порта Люньюньган, где у Казахстана есть теперь собственный терминал, грузится в поезд, следующий на Алашанькоу или Хоргос. На Достыке или Алтынколе (казахские стороны соответствующих пограничных переходов) он перегружается на наш контейнерный поезд и следует либо до порта Актау, где перемещается на паром в Баку, чтобы проследовать через Грузию на Украину или в Южную Европу. Либо, в случае срочности и важности, перегружается на автотранспорт до аэропорта. Либо на контейнерный поезд ОТЛК (Объединенная транспортно-логистическая компания России, Казахстана и Беларуси) и отправляется в европейскую часть континента. Либо через Кызылорду и Мангистау уходит в Туркменистан и далее в Иран (в этом году запущен первый в истории железных дорог Казахстана и Ирана контейнерный поезд из китайского Иу в Тегеран протяженностью маршрута более 9000 км и сроком доставки 14 суток).
С 2014 компания КТЖ начала активно обзаводиться портами за рубежом. Первым был терминально-логистический центр в Ляньюньгане, где ООО «Группа компаний порт Ляньюньган» принадлежит 51%, а KTZ Express («дочка» КТЖ, созданная специально для мультимодальных перевозок) – 49%.Проект обошелся в $99,3 млн, из них $35,1 млн вложил порт, $33,7 млн – KTZ Express, остальное прокредитовали китайские банки. К 2020 объем переработки контейнеров в ТЛЦ намечено увеличить до 550 тыс. ДФЭ (20-футовый эквивалент) со 193 тыс. ДФЭ в 2015.
KTZ Express должна запустить еще два терминала в морских портах – иранском Бандер-Аббасе и литовской Клайпеде. Достигнута договоренность с индийскими властями относительно порта Мундра (проект запланирован на 2017). Предполагается также строительство ТЛЦ в российских (Москва, Екатеринбург, Новосибирск, 2017) и китайских (Сиань, Чжаньчжоу, 2018) городах.
Активно развивается и внутренняя терминальная сеть – в Шымкенте, Астане, Актобе. В 2017 начнется строительство ТЛЦ в Атырау, Орале, Актау, Костанае, Павлодаре и Семее. За последние шесть лет в Казахстане было построено 1700 км новых железнодорожных линий.
В декабре 2012 был пущен в эксплуатацию железнодорожный переход Алтынколь – Хоргос, благодаря которому у Казахстана появилась вторая железнодорожная станция на границе с Китаем, кроме советского Достыка. Дорога Жезказган – Бейнеу (1039 км) сократила на 750 км основной маршрут коридора Европа – Кавказ – Азия в рамках TRACECA и интегрируется с грузино-турецкой линией Ахалкалаки – Карс (будет сдана в конце 2016 года). Запуск железной дороги Узень – Берекет – Горган (928 км) совместно с Туркменистаном и Ираном стал новым прямым ответвлением транспортного коридора Север – Юг.
- Эффектом от запуска этих линий стало снижение транспортных расходов от 10 до 30%, сроков доставки – от одних до трех суток, – отмечает заместитель председателя Союза транспортников Казахстана Юрий Лавриненко. За девять месяцев 2016 объемы грузооборота КТЖ увеличились почти на 1,5 млрд тоннокилометров по сравнению с аналогичным периодом прошлого 2015 и достигли 136,9 млрд т-км.
Расширяется порт Актау. С 2015 по 2020 в развитие и модернизацию транспорта и транспортно-логистической инфраструктуры Казахстан намерен вложить $23,7 млрд.