Несмотря на активное сближение с Китаем, Россия ревниво относится к аналогичным действиям Казахстана. Это чувствуется даже во время мероприятий с трехсторонним участием. Так, на Форуме стран Шелкового пути в рамках АЭФ министр ЕЭК по интеграции Татьяна Валовая заявила, что Казахстану следует быть осторожнее в совместных проектах с Китаем ввиду различий в бизнес-подходах, менталитете и законодательстве. На что модерировавший встречу Сергей Терещенко (один из основателей Баосского форума) заметил, что Казахстан обучил в Китае несколько десятков тысяч студентов, в том числе и по программе «Болашак».
Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП, объявленное еще в 2015, пока движется ни шатко ни валко. Переговоры начались только летом текущего года. Россия предлагала весь комплекс вопросов передать переговорной делегации ЕЭК, Казахстан настаивал на большей свободе двухсторонних отношений.
- В итоге инвестиционные проекты и отраслевое сотрудничество остались в национальной компетенции. Если мы хотим строить ТЭЦ или дорогу на китайские деньги, по их технологиям – это наше дело, – рассказал теперь уже быший министр ЕЭК по экономике и финансам, а ныне - министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов, оговариваясь, что иногда координация все же необходима. – Китай гораздо мощнее нас, и, если мы сможем выработать общую позицию и выступить единым фронтом на переговорах, будет лучше.
Оговорки эти, впрочем, кажутся россиянам неискренними.
- Наши партнеры по ЕАЭС, как показывает практика, предпочитают двухстороннее взаимодействие с Китаем. Мы пытаемся им объяснить, что по одному Китай просто задавит их массой, скупит всю экономику и поставит в зависимое положение, но пока безуспешно. Казахстану Китай пообещал золотые горы. На практике это означает переброску самых грязных производств под соусом реиндустриализации и создания рабочих мест, – сказал российскому интернет-изданию «Власть» один из участников переговорной группы. Другой эксперт полагает, что на переговорах сказывается скептическое отношение китайцев к самой идее ЕАЭС:
- К сожалению, как США, так и КНР не видят в ЕАЭС ничего, кроме проекта Москвы по закреплению Центральной Азии в своей орбите влияния.
- Мы не находим у России четкой стратегии сотрудничества, которая есть у Казахстана и других стран Центральной Азии, – парирует директор Института России при Китайской академии современных международных отношений Фэн Юйцзюнь. – В современных интеграционных процессах выигрывает тот, кто встроится в них раньше других.
Некоторые эксперты считают, что Казахстан отбирает российский транзит.
«Транзит через Казахстан уже превышает транзит через Восточную Сибирь и Дальний Восток. С 2012 по 2014 объем транзитных перевозок из стран Восточной Азии (прежде всего КНР) в Европу через Казахстан увеличился более чем в 2 раза – с 39,1 до 91,5 тыс. тонн. Транзит через Восточную Сибирь вырос всего на 4,4 тыс. тонн – с 68,7 до 73,1 тыс., а через Дальний Восток – на 0,8 тыс. тонн, с 4,6 до 5,4 тыс.», – говорится в совместной статье Ивана Зуенко из Дальневосточного университета и Семена Зубаня из представительства таможенной службы РФ в РК для журнала Института мировой экономики и международных отношений РАН.
Внутри самого ЕАЭС координация тоже идет с переменным успехом. С большим – на железной дороге. В сентябре 2016 года Россия и Казахстан договорились пропускать между собой пассажирские и грузовые транзитные поезда в безостановочном режиме, без пограничного контроля. С автомобильной же дорогой Западная Европа – Западный Китай получается нестыковка. Китайская и казахстанская части будут достроены в этом году, а в России все пока застряло на уровне ТЭО, дорогу обещают открыть только в 2020.