Казахские и китайские чиновники любят вспоминать, что концепция Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) впервые была презентована миру в Астане осенью 2013.
«Более 2100 лет тому назад посланник китайской династии Хань по имени Чжан Цянь два раза ездил в Центральную Азию с миссией мира и дружбы. Именно эти поездки положили начало дружественным контактам Китая с центральноазиатскими странами и открыли Шелковый путь с Востока на Запад», – вспомнил историю председатель КНР Си Цзиньпин во время своей лекции в Назарбаев Университете.
Позже некоторые российские СМИ сделали вывод, что тем самым китайский лидер напомнил российскому, что были времена, когда Китай и Центральная Азия не нуждались в посредничестве России. Однако трудно поверить, что китайское руководство, разрабатывая самую амбициозную геоэкономическую программу последнего десятилетия, мечтало о лидерстве в СНГ, доля которого в мировом ВВП не превышает 2%. Инициатива «Один пояс – один путь», частью которой является ЭПШП, наряду с Морским шелковым путем ХХI века – состязание в совершенно другой весовой категории, где конкурируют с такими игроками, как Тихоокеанское партнерство, контролирующее 40% мировой торговли.
Это продиктовано фундаментальными изменениями структуры мирового производства, считает директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель.
- Все больше участвующих в международном обмене товаров производится не в отдельно взятой стране, а в рамках глобальных цепочек. Так, в выручке экспортируемого из Китая iPhone лишь около 1,4% добавленной стоимости приходится на саму Поднебесную (на США – 66%). В таких условиях продвижение экономических интересов требует не протекционизма в национальных границах, а защиты существующих цепочек, включая снижение издержек производства и торговли, упрощение торговых процедур и обеспечение беспрепятственного многократного пересечения границы, – говорит ученый.
Как сообщил в сентябре на международном симпозиуме по строительству «Пояса и пути» в Сиане (откуда брал начало тот самый, первый Шелковый путь) замминистра коммерции КНР Фан Айцин, за 8 месяцев 2016 товарооборот Китая со странами, расположенными вдоль Экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века, превысил $600 млрд, составив 26% от общего внешнеторгового оборота.
Только за январь – август 2016 Китай инвестировал приблизительно $10 млрд в экономики этих стран через различные финансовые учреждения, включая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути (создан в 2014, объемом $40 млрд). Китайские предприятия при этом создали более 50 зон торгово-экономического сотрудничества с общими инвестициями в размере $15,6 млрд, благодаря чему в этих странах «было получено $900 млн налоговых поступлений и создано около 70 тыс. рабочих мест».
«Один пояс – один путь» призван решить помимо экономических (замедление инфраструктурных проектов) еще и политические сложности Китая, как внешние, так и внутренние. В геополитике это дополнительные пути снабжения и экспорта на случай обострения конфронтации с США в Южно-Китайском море.
Кроме того, морские маршруты в Европу пролегают через Ближний Восток, который опять превратился в зону риска. Внутри страны программа должна снять дисбаланс в развитии между индустриальным югом и более бедными центром и западом.